Краснодар Суббота, 18 мая
Общество, 16.02.2022 08:55

«Нас часто сравнивают с криминалистами»: археолог Михаил Лунев о древних людях и черных копателях

Археолог и научный руководитель западно-кавказской  экспедиции Михаил Лунев рассказал корреспонденту «Блокнота Краснодар» об особенностях своей работы. 

В 1990 году Михаил Юрьевич поступил на исторический факультет КубГУ. в 2008 году стажировался в одном из университетов Чикаго, а с 2003 по 2008 преподавал на кафедре истории древнего мира и средних веков КубГУ. 


5b2de4e3-5a2e-4c55-9fb3-8215328a5198.JPG29d30abb-167f-4cfd-912d-6e0987883eaf 2.JPG

-Как Вы пришли к археологии? 

-Как и у большинства археологов - все начинается с практики. В своём детстве я, конечно, слышал об  археологии, потому что тогда ещё вышел художественный фильм, некая криминальная драма об археологах. В детстве от отца услышал, что это хорошая специальность. Вот, собственно, познакомился с ней на первом курсе. 

-Отличается ли впечатление, полученное на первой в вашей жизни раскопки от нынешних экспедиций?

-Ну, сейчас я вижу гораздо больше. Если раньше, как студенту, мне было важно что-то сделать правильно, например, расчистить погребения, что-то найти, то сейчас я вижу, что именно скрывается за той или иной находкой, вижу картину целиком, такие знания, опыт позволяют видеть шире, прийти к древнему миру, к жизни древнего человека, то есть, как он жил, что-то делал, как двигался, с кем контактировал - весь социальный прогресс.


d5e8f326-340e-457f-92e2-95f2df2b2269 2.JPGМихаил Лунев 

-А как выявляется точная информация от останках древнего человека? как выяснить его активность, условия, в которых он жил?

-Есть специалисты антропологи. Они рассматривают человеческие кости, которые мы обнаружили, определяют пол, возраст, могут быть какие-то особенности, заболевания, допустим, костный туберкулёз или была трепанация черепа, что характерно для эпохи бронзы, и вот мы получаем информацию. Для нас очень важно, чтобы это делали именно специалисты, потому что когда мы работаем на погребальных памятниках-выясняется, что древний коллектив имел деление по половому и возрастному признакам: были дети, взрослые мужчины и взрослые женщины - у каждого свои обязанности и ограничения - это все отражается на погребениях. Есть то, что находится только в женских могилах, а есть то, что находится только в детских и так далее.

-Правда ли то, что раскопки и сами находки предметов или останков - это лишь малая часть в работе археолога? 

-Конечно. Это вершина айсберга. То , что мы делаем в поле - достаточно быстро делается, в основном работают под стройки. Мы вели раскапываем только то, что разрешается. Археология фактически - это служанка строек. Любое строительство предполагает предварительное археологическое выявление памятников. Стройки не ждут, поэтому мы в полях управляемся быстро, но потом: написание отчета с фото, чертежи с описанием комплексов, в течение трёх лет можно работать над одним отчетом, а бывает, что требует и больше времени, в зависимости от материала, после этого мы готовый научный отчёт отправляем в Академию наук - это самая долгая и мучительная стадия. За раскопки нам платят, а за публикацию нашего материла мы ничего не получаем, тут даже нужно самому вкладываться, чтобы опубликовали. 

-Отличается ли археолог в массовом сознании от археолога в реальной жизни? 

-Ой, я не знаю, как нас представляют. Но, когда люди узнают, что ты археолог, то чаще всего слышим, что у нас такая интересная работа. Абсолютно любая работа, которая выполняется с желанием - она будет всегда интересна. Нас ещё часто сравнивают с криминалистами, да, банальность, но это действительно так. Мы раскапываем - и перед нами задача восстановить информацию о том, какие были произведены погребальные обряды, почему они совершались, когда и так далее. Когда у тебя получается что-то доказать - ты получаешь большое удовольствие. Когда ты начинаешь раскопки памятника - ты не представляешь, что будет в отчете. Для меня самое интересное - это заключение в научном отчете, конечный результат, там мы объясняем что, откуда, когда и как. Эти выводы и доставляют удовольствие. 

e452b485-b33f-4688-b6d5-1238ab515c8b 2.JPG d87ae1cb-8d0e-4f81-91b6-c32d3c78aba0.JPG


-Были ли случаи, когда экспедиция долго работала, но в итоге ничего не нашла? 

-Есть и такие случаи. Но памятники выявляются по итогам археологических разведок. История даже Краснодарского края изучена хорошо, но все равно есть места, где постоянно выявляются новые памятники. На самом деле, рельеф уже сильно изменён, иногда бывает, когда мы по принимаем какое-то место за курган, хотя он таковым не является. Это бывает крайне редко и так ошибиться может только начинающий археолог. Был случай, когда до нас молодой исследователь принял горку земли за курган, мы выехали с комиссией и доказывали, что это ошибка. Это связано с тем, что юный археолог хочет что-то найти, но нечего искать. Если человек хорошо подготовлен, то ошибок просто нет.

-Какая самая запоминающаяся экспедиция была в вашей жизни? 

-Все запоминающиеся, но самые интересные были во время студенчества в КубГУ у Ивана Ивановича Марченко и Натали Юрьевны Лимберис. Все раскопки уникальны, но вот в 2008 в Краснодаре на улице Красных Партизан были достаточно интересные погребения: катакомба с погребённой пожилой парой, мужчина и женщина в преклонном возрасте лежали в обнимку и так были похоронены. Также в 2013 под станицей Елизаветинской получили шикарный материал: больше 200 погребений, в основном - римское время. Там были и предметы из золотистого стекла. Там же нашли интересное погребение-ограбление: в древности кто-то хотел ограбить захороненное, но его завалило землей. Вот такое наказание, учитывая то, что у грабителя были на шее амулеты, по ним мы определили разницу по времени между самим погребением, которое он хотел ограбить и самим грабителем. В итоге разница в 50-60 лет. 


-Существует так называемые «чёрные копатели», зачем им грабить находки? 

-Нет ни белых, ни чёрных - есть археологи. Профессионалы, для которых важна информация, история , а есть грабители - банальные воры, которые уничтожают эту историю. Для них важны сами находки. Для большинства это средство наживы в целях перепродажи. Они обкрадывают все человечество. Хотелось бы призвать беречь нашу историю и не разрушать памятники археологии ни по каким причинам, ни в коем случае, ведь эти памятники и делают уникальным наш край, и вообще все человечество.

-За это наказывают?

-Да, безусловно. Сейчас есть статьи, даже ужесточения по этому поводу произошли. Там очень много много находок было возвращено, органы хорошо работают, но за каждым кустом охрану не поставишь. Памятниками у нас занимается Управление госохраны объектов культурного наследия Краснодарского края, действительно,  они делают очень большую работу по охране, выезжают, проводят проверки по каждому случаю ограбления. Участвуйте в экспедициях, посмотрите как и что, чем делать это нелегально. Но Бог с ними, с грабителями: у нас же ещё памятники страдают от неразумного строительства. Люди приобретают землю иногда с памятником, и начинают строить, не зная. В законодательстве четко прописано о том, что даже если земля твоя, но там находится памятник, то и он не может принадлежать владельцу застройки. У этой земли двойная юрисдикция. Памятник принадлежит государству. 


7a9eed64-2a5f-43ec-85dd-87a93661428f 2.JPG


-Какие качества важны для археолога?

-Те же качества, которые необходимы для любой другой профессии - усидчивость, трудолюбие. Ещё можно добавить аналитический склад ума, чтобы связывать одно с другим. И важно иметь хорошую физическую подготовку - печально, когда человек обладает знаниями и желанием, но физически не выдерживает. Сейчас молодёжь приходит и не знает, что такое лопата. А многие родились в городе и не понимают даже как картошка растёт, тут очень легко и спину сорвать, неправильно работая лопатой. 


-Каким одним словом или символом вы бы обозначили археологию? 

-Увлечение. 

Ранее «Блокнот Краснодар» сообщил о том, как новый микрорайон Краснодара рассчитан на 330 тысяч человек

София Дибияева


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
археологияраскопкинаука
0
0