Краснодар Суббота, 11 мая
Общество, 25.09.2023 16:36

Министр образования Краснодарского края Елена Воробьева: «Главное – всё делать качественно»

К 25 сентября, когда новый учебный год только набирает обороты и у родителей учащихся из Краснодара возникает особенно много вопросов, связанных со всем тем, что происходит и будет происходить в краснодарских школах дальше, «Блокнот» предлагает вниманию читателей интервью с министром образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Еленой Воробьёвой в рубрике "Лица города".



Редакция надеется, что этот разговор поможет выяснить, какие нововведения появились в школах Краснодарского края в этом году и какую учителям Кубани оказывают социальную поддержку.    

- Елена Викторовна, в стране в целом, и в Краснодарском крае, естественно, то же, в настоящее время наблюдается сильнейший дефицит рабочих профессий – токари, слесари, строители. Как данная проблема решается у нас? Какова роль в ее решении органов образования?


Выпускник несет девочку на последнем звонке

Выпускники заранее думают о будущем

- Такая проблема действительно есть. Вообще, многие крупные заводы, комбинаты, отрасли в настоящее время у нас имеют свои учебно-производственные комплексы, на которых они фактически обучают специалистов для себя. Что касается школьников, то уже сейчас, в начале учебного года, родителям, которые хотят помочь детям определиться в жизни, надо понимать: сегодня важно не только то, что может ребенок и что хочет родитель, но и то, что востребовано на данный момент и будет востребовано завтра. Надо учитывать, что госзаказ в вузах на юристов-экономистов практически обнулился. Бюджетных мест на эти специальности очень мало. Они не востребованы. Достаточно много у нас людей с этими специальностями. А уровень их трудоустройства весьма низок. А нам ведь всем хочется, чтобы ребенок не только получил образование, но и потом трудоустроился, получал достойную зарплату, становился успешным профессионалом и счастливым семьянином.

Видео: "Краснодарский край"/vk.com 

- Сейчас в Краснодарском крае достаточно много студентов различных педагогических учебных заведений. При этом учителей не хватает. А как вообще решается кадровая проблема в сфере образования Краснодарского края?

- Такая проблема существует не только в нашем регионе, но и по всей России. Конечно, все хотят закрепить у себя педагогические кадры. Говорят, например, о том, что должна быть система распределения. Но Совет Федерации, в частности, критически отнесся к этому предложению. Есть тенденция решения проблемы за счет поддержки, в том числе финансовой, учителей, а также за счет поднятия престижа, привлекательности труда педагогов. Для этого в крае много делается. Существуют выплаты учителям к 1-му сентября, в ноябре педагоги дополнительно получат по 5 тысяч рублей, обсуждается возможность выплаты молодым педагогам так называемых подъемных. 


Учитель в классе

Учитель - это призвание

То есть идет тенденция повышения зарплаты работникам школ. При этом, например, в Сочи и Краснодаре, где существует максимальная потребность в педагогах, вводится такая мера поддержки, как возмещение средств за найм жилья. Продолжается и действие программы «Земский учитель». Мы и дальше будем работать над тем, чтобы все 5000 человек, которые у нас сейчас в крае обучаются в педагогических учебных заведениях, приходили работать в наши школы, и чтобы кадрового дефицита в сфере образования не было.

- В связи с этим, как идет реализация проекта о льготной ипотеке для учителей в Краснодарском крае? Говорят, что воспользоваться ипотечной выплатой в миллион рублей могут лишь единицы. Так ли это?  



Молодой учитель ждёт свой класс на линейке

- На самом деле более 500 человек, работающих в сфере образования Краснодарского края, уже получили эти льготные выплаты. То есть в общей сумме – это 500 млн рублей. И запрос на получение средств на улучшение жилищных условий остается очень высоким Причем ограничений для участия в программе никаких нет. Для этого надо учителем работать в Краснодарском крае и проживать здесь не менее 10 лет. После сбора необходимых документов принимается соответствующее решение. Кроме 500 человек, которые уже получили выплаты, еще 237 работников образования в настоящее время находятся на стадии подбора интересующего их жилья и получения денег. При этом позиция губернатора Краснодарского края по этому вопросу такая: пока всё это востребовано среди учителей и других работников образования, реализация программы будет продолжаться. Надеемся, что все работники социальной сферы края, которые хотят воспользоваться льготной ипотекой, смогут это сделать.

- Многие интересуются, тем нужны ли вообще всероссийские проверочные работы (ВПР) в школах, как элемент контроля за уровнем знаний учащихся, какую ценность они имеют и на что влияет оценка за ВПР в дальнейшем?



ВПР – это прежде всего уникальный диагностический инструментарий

- У нас в обществе постоянно происходит некая демонизация всероссийских проверочных работ, она просто зашкаливает. Но мы должны понимать простую вещь: в любом процессе обучения существуют контрольные работы. При этом ВПР – это прежде всего уникальный диагностический инструментарий, позволяющий понять, какого уровня знаний достиг ребенок, выявить, что нужно исправить, на что нужно обратить внимание в процессе обучения того или иного ребенка. Это не гильотина какая-то. А учитывать ли оценку за ВПР при выставлении оценок за год, например, решает конкретно каждая школа. И здесь надо находить баланс учета интересов всех участников образовательного процесса. А родителям надо бы определиться, что для них важнее – объективный уровень знаний ребенка или получаемые им в школе оценки. А если имеются какие-то нарушения в школах, связанные с реализацией системы ВПР – мы всегда готовы разобраться, вмешаться.

- Некоторые родители выражают сомнение в необходимость всероссийских проверочных работ в 9 и 11 классах. И говорят о том, что дети готовятся к ЕГЭ, лучше бы провели ещё один пробный ЕГЭ по математике вместо никому не нужной ВПР.

- Напомню о том, что в 9 классе вообще нет всероссийских проверочных работ, а в 11 учащиеся пишут их по тем предметам, по которым они не сдают единый государственный экзамен.



В краснодарских школах каждую неделю поднимают флаги России, Кубани и Краснодара

- Вопрос на тему военно-патриотического воспитания. Великая Отечественная война была давно. Нынешние дети и подростки воспринимают всё, связанное с ней, не так остро как поколение, заставшее ветеранов войны. Дети зачастую оценивают уроки мужества, другие патриотические мероприятия как некую обязаловку и вдалбливание информации. Как, по-вашему, нужно учить детей истории и патриотизму или делать акцент на героях СВО и говорить о событиях нынешнего времени?




- Знаменитый историк Василий Ключевский говорил: «История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Обучение истории и патриотизму должно быть не мероприятием, а образовательным событием, процессом, который включает в себя подготовку, вовлеченность детей, осознание того, о чем говорится и т.д. Сейчас мы получили новые учебники истории для 10-11 классов. Это огромный прорыв. До этого учебники последний период жизни современных детей, целое двадцатилетие, не включали. А это фактически история их жизни, история страны, в которой дети живут здесь и сейчас. Учебник вмещает в себя и рассматривает теперь всеобщую историю и истории России вместе. Там есть и о героях СВО. Учебник призван отвечать на те вопросы, о которых мы должны с детьми разговаривать. Потому что история – это не застывшее полотно и набор дат. Это судьба страны, в которой мы живем, которая испытывала многие трудности. 



Краснодарские дети пишут письма военнослужащим в зоне СВО

Воспитание сопричастности к истории своей страны и есть воспитание патриотизма. Поэтому мы в этом вопросе категорически против сухих лекций, мы за деятельное, эмоциональное воздействие на ребенка при преподавании истории. У каждого поколения своя война, и сегодня всем привычные уроки мужества тоже являются встречами с людьми – афганцами, участниками чеченских, локальных войн. И в том числе – с участниками СВО. Это совсем другой, более сложный, процесс изучения истории, но часто он приводит к некоему перевороту сознания ребенка. Дети и подростки по-иному начинают смотреть на свою страну, на то, что происходит в ней и вокруг нее. Кроме того, нельзя воспитывать патриотизм только на примере войны. Главное – всё делать качественно. Не для галочки или отчета.



В краснодарских школах любовь к Родине воспитывают с ранних лет

- Родители утверждают, что ныне существует проблема превышения нормативного веса портфелей учеников школ. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Совершенно согласна с тем, что данный норматив лучше не нарушать. При этом сами родители должны учитывать не только вес портфеля, но и его качество - размер, правильные лямки, спинку и т.д. Это всё в комплексе должно решаться. В любом случае – хорошо, что родители тревожатся за здоровье своих детей. Наша общая задача – ни в коем случае его не ухудшить. А по поводу веса портфеля – есть четкие требования Роспотребнадзора. Но часто сами дети или их родители наполняют этот самый портфель совершенно не нужными тяжелыми вещами. Ну, а если учителя побуждают превышать установленный вес, родителям следует поднимать этот вопрос на родительских собраниях. В целом, конечно, каждая школа, учителя заинтересованы в том, чтобы процесс получения знаний учениками был в наибольшей степени удобным и безопасным.   



Уже с 1-го класса действуют нормативы по весу ранцев

- Еще вопрос от родителей: «У нас в школе введены уроки самбо. Это очень травмоопасный вид спорта. А ведет уроки физрук. А может ли он действительно чему-то научить, или этим должны заниматься только тренеры?»

- Любой урок физкультуры и любое занятие спортом – травмоопасны. И при преподавании самбо нет задачи подготовить именно бойцов по этому виду спорта. Здесь более широкие задачи и основы. Эти уроки, прежде всего, несут воспитательные функции. Потому что самбо – это уникальный русский вид рукопашного боя. Это – воспитание духа, характера. Что касается преподавателей физкультуры, то для них сейчас проводятся специальные курсы повышения квалификации, которые организует институт развития образования, наш знаменитый центральный федеральный институт физкультуры. Этого на данный момент в обычных школах достаточно. Ну а те дети, которые захотят более углубленно заниматься самбо – добро пожаловать в спортивные школы, где занятия проводятся профессиональными тренерами.



Только в Краснодаре единовременно строятся 35 школ

- Какая ситуация в Краснодарском крае по созданию и развитию центров образования естественно-научной и технологической направленности?

- В рамках нацпроекта «Образование» такие центры работают в 24 муниципалитетах.

Школы в станицах, хуторах и селах получили новые компьютеры, цифровые лаборатории по физике, химии, биологии, образовательные конструкторы и наборы по механике.

Под пространство для развития цифровой грамотности, творческой и социальной самореализации детей в центрах отвели и оснастили несколько кабинетов. Оборудование «Точек роста» используют как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Начиная с 2019 года, в рамках нацпроекта «Образование» в сельской местности и малых городах создали 532 образовательных центра. 195 из них имеют цифровую и гуманитарную направленность, еще 337 – естественно-научную и технологическую.

В каждой второй сельской школе уже есть «Точка роста». В результате = все дети, где бы они ни жили, получили качественное образование и могли развить свои таланты.

Только в прошлом году в «Точках роста» занимались более 195 тысяч школьников. Они изучали программы на современном оборудовании, получали дополнительное образование, учились играть в шахматы, создавать видеоролики, презентации и мини-фильмы, готовились к экзаменам, региональным и всероссийским конкурсам и олимпиадам, участвовали в проектах РОСНАНО и РОСАТОМа.

 - Какую адресную помощь в рамках всё того же нацпроекта «Образование» семьи в Краснодарском крае могут получить адресную помощь по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

- Девять учреждений Кубани уже прошли федеральный отбор на создание консультационных центров для родителей. Это краснодарские детсад «Сказка», детсад №24 и начальная школа «Счастливое детство», краевой Центр диагностики и консультирования, Университет профессионального образования, детсад №49 Новороссийска и детсад №15 Северского района, детсад №37 Армавира и детсад №16 «Пчелка» Анапы. Всего в крае открыты 26 таких центров, с 2019 года провели более 500 тысяч консультаций.

В 2024 году из федерального бюджета учреждениям Кубани направят в общей сложности порядка 25 млн рублей, еще 2,5 млн рублей выделит администрация региона. Средства используют на приобретение оборудования, заработную плату и курсы повышения квалификации для педагогов, которые оказывают психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь семьям, имеющим детей.

В центрах сотрудники помогают семьям решить проблемы в поведении и развитии детей и подростков, устранить трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, оказать поддержку по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. С семьями работают педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи. Рекомендации можно получить как при личной встрече, так и по телефону или в формате онлайн. Помимо индивидуальных и групповых консультаций специалисты центров проводят обучающие мероприятия с выдачей сертификата. 


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
новости краснодарлица городаинтервьюелена воробьёваобразованиельготымеры поддержкиреализация нацпроектов
0
3